Росомаха

Роданово Городище

Подробнее

Золотая Баба

слушать легенду

Полюд и Ветлан

слушать легенду

Чудские копи

слушать легенду

Каменный город

слушать легенду

Хозяйка гор

слушать легенду

Кунгурская пещера

Подробнее

Пермия Великая

(ныне Чердынь)
Подробнее

Соль Камская

(ныне Соликамск)
Подробнее

Вогульская пещера

(Чаньвенские пещеры)
Подробнее

Белогорье

Подробнее

Саваоф

Пермская деревянная скульптура
Подробнее

Останки мамонта

Подробнее

Кунгурская Пещера

На правом берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка, открыла Хозяйка Гор одну из своих многих пещер для людского глаза, в то время, когда Урал открылся для всего современного мира, в новых его границах и с новыми поселенцами. То ли на всеобщее обозрение красот подземных, то ли как ход в копи чудские, для коренных жителей, кои угнетались новопоселенцами мест здешних. А может и раньше она открыла тот вход, укрывая людей от катастроф миллионно летней давности. Люди разное сказывают..

Пещера эта, с десятками гротов и ходов изведанных, да и укрытых от простого человека ходов тоже не мало. Говорят, что первопроходцами обнаружена была в пещере Пирамида, одна из немногих, что земля пермская укрывает. Никто её с тех пор не указывает, а меж тем, часто посетители пещеры обнаруживают позади себя, огненные вспышки, светящиеся шары и таинственные фигуры, проходя сквозь ледяное царство глубин Кунгурской пещеры.

Манит людей пещера огромными гротами, чистейшими озёрами, сталактитами и сталагмитами, просторными залами, своды коих увенчаны настоящими бриллиантами. Есть в пещере и «органные трубы» – вертикальные ровные пустоты насквозь пронизывающие пещеру, по которым ветер спускает в гроты свои песни. А в причудливых очертаниях камней чего только не находят люди: и черепаху, и царевну-лягушку, и уснувшего дракона.. Быть может то ваяния мастеров Хозяйки Гор, или ваяния самой природы, что ковала пещеру со времён пермского моря, тянувшегося вдоль западного склона Гор Рипейских до нынешнего Каспийского моря, 260 миллионов лет назад…

Пермия Великая (ныне Чердынь)

Говорят, истоки Пермии Великой , что стоит на семи холмах по сей день, кроются в таинственной Биармии, но исчезла она с лица земли в незапамятные времена. Владения Биармии были велики: на севере простирались до рек Печоры и Мезени , на западе до Северной Двины, Сухоны и Вятки, на Юге до Белой и Сылвы, а на востоке упиралась в горы каменного пояса гор Рипейских. Жители загадочной страны останавливали ворогов вызывая бури, дожди, мрак.. укрощали огонь, и другие напасти. Жили мирно, богаты были серебром да пушниной, да знаниями. И молвят, что столицей той страны была Пермия Великая. А переименовали уж после овладения землями этими Московией. Московские грамоты титуловали её, как «Пермь Великая Чердынь». Чердынь (Чердын на местном наречии того времени) появилось, как обозначение места казней, не принимавших новую веру. А кто-то говорит, что от Коми-Пермяков пошло название, как поселение около устья ручья. Загадки загадывает время, а разгадывать вам.

Соль Камская (ныне Соликамск)

Более полумиллиона лет назад, или на два века меньше, (споры разные а суть едина) , первые русские поселенцы-новгородцы присвоили эти земли, на берегу реки Усолки. След оволодело Московское княжество Пермью Великой. И новгородские купцы Калинниковы (Третьяковы) перенесли свои соляные промыслы с реки Боровой на Усолку. Именовали место, как Усолье Камское, или Усолье на Камском. Построенные купцами варницы соляные прославили Соль Камскую, как крупнейший центр солеварения. Так и стали звать место – Соль Камская.

Со временем посёлок укреплялся, да стал городком с посадом под названием Соликамск. Таков людской сказ о имени современном до нас дошедшем.

Вогульская пещера (Чаньвенские пещеры)

На левом берегу реки Чаньвы, в лесу, таятся Чаньвенские пещеры. Несколько тысяч лет подряд горел здесь священный костёр, освещавший святилище, в которое раз в лето съезжались с окрестностей  в более двух тысяч вёрст вогульские шаманы, что бы вознести дары богам, коих образы, в виде идолов, украшали всё капище. Таились пещеры до того, пока охотник Артемий Бабинов не проследил за тайным путём шаманов, и не раскрыл доселе считавшимися непроходимым путь через Рипейские горы (Уральские горы).

Так появилась одна из главных дорог, соединявших европейскую часть России с Сибирью, – Бабиновская дорога (Бабиновский тракт). А одержимый борьбой с язычеством местный священник из села Верх-Яйва, собрав себе помощников, уничтожил святилище, в котором после были найдены разные подношения, бронзовые украшения, в том числе ныне именованные «звериным стилем».

В пещере и сейчас можно увидеть жертвенный камень на который возлагались дары. Да и память о идолах воссоздали добрые люди, учредив перед входом одного из них. Названия могут меняться, а место так и останется – святилищем. Так верят люди. А пока есть память и вера, – корни дерева остаются живыми.

Белогорье

Поговорка была такая: « Уйду-де от вас в Белые Горы», означавшая, что спрячется так, что никто никогда не найдёт. Говорят, что пермское белогорье  является таким местом, где соединяются миры и стихии .Так и спрячешься, перескочив из одного мира в другой, да обратно, если путь сыщешь. Все четыре стихии здесь проявляют себя и напитывают силой гору, а человек, проявив пятую стихию, соединяется с горой, и что отдаёт то и получает.

Сила Огня здесь – солнце и молнии. Встают порой огненные столбы над горой, слепящие переливающиеся зарницы. Ныне называют такое явление «солнечным Гало». А молнии увещевают порой пожарами гору, давая знак.

Сила Водуха на Белой Горе не утихает и в самые знойные дни, а иногда запустит Бурю с дождями, да и смолкнет на время, даря тишину и покой. В такие минуты Гору освещает Радуга от края до края, словно мост. А самые зоркие разглядят, как раскрывается в это время небо.

Сила Воды омывает гору тринадцатью малыми ручьями вырастающими в речки, а сама гора пропитана источниками  вырывающимися на поверхность целебными ручьями. А в Зимнюю пору гора накапливает воду, не снимая снежную белую шапку до самого лета.

Сила Земли Белой Горы притягивает к себе свет, и от того, здесь обитали то древние капища на вершине и в потайных гротах под склонами, то скиты староверов, а ныне красуется Белогорский Монастырь. Земля освещает местные травы, которые и по сей день собирают люди, увозя с собой в них силу, которой Белая Гора щедро делится, если уж пустит к себе. А пускает она к себе не каждого.

Пермская деревянная скульптура. Саваоф.

Вот вам ещё одна щепоть соли, что досталась мне.

По приходу в  эти земли новгородцев, потомки жителей загадочной Биармии, кои остались на земле пермской, несли знания предков, развивали ремёсла, сохраняя свои верования и уклад, сколько могли, до завоевания Пермии Великой княжеством Московским. Приход новых поселенцев, принёс и чужую веру. Древние жители Прикамья упрямо поклонялись своим богам, даже после принятия Русью христианства. Тогда завоеватели позволили пермякам ваять скульптуры святых, что в христианстве осуждалось. И вместо икон появилось одно из прекрасных культурных явлений, поражающих красотой и внутренней силой: пермская деревянная скульптура, представляющая собой союз двух искусств – скульптуры и живописи, и выражала красочную образность, эмоциональность и искусное мастерство.

Много лет прошло и с того времени, и имена мастеров, как и многие их творения были утрачены. А вот одно имя доселе молва донесла – крепостной столяр,резчик по дереву, из села Верхние Муллы, живший тогда в Лысьве создал одну из скульптур – чужого бога Саваофа, чьё имя кто как переводит: «Господь воинств Израилевых», «Бог войны», «Бог силы».. а со временем и самого Саваофа упразднили, так-как посчитали, что не может быть у Бога лика явленного, ведь не видел его никто. А скульптуры деревянные сохранились, и сегодня напоминают нам о мастерстве наших предков.

Останки мамонта

Весной 1927 года на территории нынешнего Верещагинского района были найдены останки шерстистого мамонта. По словам археологов, сохранность костей мамонта обеспечила причина его гибели. Гигант увяз в болотистой местности. Найденные останки были приняты за корни деревьев, но после тщетных попыток распилить их, внимание к находке усилилось. Вскоре, под руководством геолога Екатерины Пермяковой были произведены раскопки и было определено, что это кости древнего животного. Осенью того же года кости были доставлены в Пермь.

А изображение мамонта и по сей день красуется на гербе Нижнегалинского сельского поселения (Верещагинского района).
“В зеленом поле с черной оконечностью, усыпанной золотой галькой без числа – поверх всего серебряный волнистый опрокинутый вилообразный крест, накрытый стоящим червленым мамонтом”.

Роданово Городище

Здесь ещё недостаточно соли вкусил современны человек, и гадает, что же это за городище такое.. и так и эдак складывают одно с другим. В 1937 году обнаружили городище, и имя давали «Полютово городище», но остановились раскопки..  В 2016 году вновь проявили интерес, и с новыми силами взялись за дело, и гадают по сей день. Говорят, что территория совпадает с границей Перми Великой, что в десятом Веке здесь уже была развита металлургия, керамика, кожевное дело, деревообработка.., что мена ремёслами была и с Византией, и с Волжской Булгарией, и с Древней Русью.. и что кануло городище в лету с приходом на эту землю новгородских поселенцев, а затем и Московского княжества. А ведь это лишь малая щепоть соли..